- IPO (initial public offering)
-
IPO (initial public offering) – первое публичное размещение акций нового выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов. В мировой практике IPO проводятся для того, чтобы акции компании продавались на бирже и она привлекала денежные средства на открытом рынке капиталов.
Основные задачи, которые ставят перед собой компании, запуская программу IPO, такие:
- увеличение объемов собственных средств;
- получение доступа к более дешевому капиталу, чем заимствования;
- превращение компании в известный бренд, рост ее престижа;
- привлечение и удержание лучших человеческих ресурсов, сотрудников и руководства компании через их участие в акционерном капитале;
- экспансия на рынке, приобретение других компаний;
- расширение возможности финансирования, конвертация долговых обязательств в акционерный капитал;
- удешевление банковских кредитов;
- увеличение ликвидности акций для существующих акционеров, которые смогут свободно продавать свои ценные бумаги на бирже.
Издержками публичного обращения акций является необходимость раскрытия финансовой и деловой информации, которая может стать известна конкурентам.
Существует два пути проведения размещения.
Во-первых, c помощью привлечения профессионального участника рынка ценных бумаг, который проводит
публичное размещение, – андеррайтера. Стоимость услуг андеррайтинга может составлять от 2% и до 10%, как это практикуется при выводе новых акций компаний, работающих в сфере высоких технологий, на рынок Nasdaq.
Во-вторых, некоторые компании пытаются обойтись без андеррайтеров и проводят собственные аукционы по размещению акций. Таким способом на практике оказывается сложно установить справедливое ценообразование на акции при размещении. Так, например, известно, что акции компании Google первоначально размещались через аукцион. В результате в первый же день открытых биржевых торгов их цена поднялась сразу на 17%.
Самые крупные IPO в мире – это размещение акций бразильской энергетической компании Petrobas, которой в 2010 году было собрано более 70 млрд долларов США. На втором месте - американская General Motors, увеличившая свой уставный капитал на 23 млрд долларов. На третьем – Сельскохозяйственный банк Китая – 22 млрд долларов.
Что касается российских компаний, то самым крупным было публичное размещение акций «Роснефти» в 2006 году – 10,7 млрд долларов. На втором месте Сбербанк, который продал акций в 2007 году на 8,8 млрд долларов. А самое «народное IPO» среди российских компаний провел ВТБ, собрав при этом 7,98 млрд долларов. Его акционерами стали более 131 тыс. россиян.
Участие инвесторов в IPO – занятие и потенциально прибыльное, и одновременно рискованное. Так, акции ВТБ после их размещения упали в цене более чем на 35%, акции ОАО «Открытые инвестиции», наоборот, подорожали на 130%.
По материалам Словаря банковских терминов и экономических понятий сайта banki.ru.