- Эмиссия ценных бумаг
-
Эмиссия, или выпуск на рынок, ценных бумаг предполагает четыре этапа.
1. Принятие решения о размещении ценных бумаг. Эмиссия государственных ценных бумаг находится в компетенции соответствующего государственного или муниципального органа. Государственные заимствования проводятся только в рамках существующего бюджета. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.
2. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг в соответствующей организации, контролирующей рынок. В России это Федеральная служба по финансовым рынкам.
3. Размещение эмиссионных ценных бумаг.
4. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В России эмиссия ценных бумаг регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года. Выпуск государственных ценных бумаг дополнительно определяет закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ от 29 июля 1998 года.
Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими. Во-первых, это формирование начального капитала акционерного общества при его создании. Во-вторых, внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг. В-третьих, реорганизация или преобразование самой организации. В-четвертых, изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами. И последнее - самое важное – привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.
Для обозначения видов выпусков акций в последние годы в российской практике часто используются термины, привнесенные из английского языка. Сегодня способы размещения ценных бумаг принято классифицировать так.
Первичное размещение – начальное размещение акций среди инвесторов.
IPO (initial public offering) – публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.
SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании.
Вторичное – размещение дополнительных выпусков.
Follow-on (доразмещение) – размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.
Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.
Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом. Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, – это андеррайтер, а тот, кто размещает, - эмитент.
По материалам Словаря банковских терминов и экономических понятий сайта banki.ru.