- Учредительные документы банка
-
Учредительные документы банка – пакет документов, служащих основанием для деятельности кредитной организации. Банк создается как юридическое лицо определенной организационно-правовой формы: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью. Приблизительно 75% российских банков зарегистрированы сегодня как ОАО и ЗАО, 25% - как ООО. Форма ОДО не распространена.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» основным документом кредитной организации является устав, который в обязательном порядке должен содержать:
- фирменное наименование;
- указание на организационно-правовую форму;
- сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
- перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 настоящего ФЗ;
- сведения о размере уставного капитала;
- сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
- иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Помимо устава, к учредительным документам относится протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий решение о ее создании и другие необходимые сведения.
В отличие от организаций – не банков при регистрации или при внесении изменений учредительные документы передаются в Банк России. А ЦБ после принятия решения направляет их в государственный орган, ответственный за ведение реестра юридических лиц (на лето 2011 года эту функцию выполняют межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России). Таким образом, решение о регистрации кредитных организаций принимает Банк России, а не держатель реестра.
При этом инструкция ЦБ РФ от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» налагает ряд дополнительных требований на учредителей банка. Во-первых, учредители кредитной организации - юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение. Во-вторых, достаточное количество собственных средств для внесения в уставный капитал банка. В-третьих, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет. В-четвертых, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом. В-пятых, налагается ряд дополнительных требований на учредителей, которые сами являются кредитными организациями.
Учредители кредитных организаций не могут выйти из состава участников банка в течение первых трех лет.
По материалам Словаря банковских терминов и экономических понятий сайта banki.ru.